Дети

Музеи и дети: как и зачем ходить на выставки с ребенком

Знакомить детей с искусством можно и нужно с ранних лет. Однако это вовсе не значит, что следует нагружать ребенка датами и рассказывать полную биографию автора. О том, зачем вообще ходить в музеи с ребенком, а главное, как сделать посещение увлекательным, расскажет Елена Кульчинская, искусствовед, музейный педагог и преподаватель в Филипповской школе.

Зачем музеи детям?

Дети любопытны и не ленивы, они готовы к поискам собственных ответов на все вопросы, несмотря на то, что Гугл и Яндекс у них под рукой с малолетства. Пока они не попадут туда, они могут и не нуждаться в них, ведь в смартфоне, казалось бы, можно найти всё. И здесь от нас, взрослых, зависит, сможем ли мы поделиться нашим опытом встречи с подлинниками, с уникальными экспонатами и даже с самим Временем! Причем в реальном материальном воплощении.

Когда вы впервые приходите в музей с ребенком, вы должны осознавать, что визит этот может стать принудительной повинностью, а может превратиться в настоящее путешествие и открытие нового мира. Собственно, пространство музея – это и есть мир, с особой географией, мифологией, историей, со своими правилами, новыми лицами и загадочными предметами. Вот это открытие музейных «америк» и может стать праздником не хуже других детских радостей. И не столько экскурсия (даже лучше сперва не экскурсия), сколько собственное постижение новизны. Конечно, вместе с родителем!

С чего начать?

Музей, безусловно, отлично подходит для неформального, интерактивного обучения, но еще он – прекрасное место для общения детей с нами, взрослыми.

Попробуйте для начала отказаться от рассказа о музее и экспонатах, притворитесь, что тоже не всё знаете, и предложите самому ребенку догадаться, куда он пришел, что это за здание, на что или на кого оно похоже. Ведь сами здания музеев часто отличаются от тех, которые привык видеть ребенок.

Читайте также  Ноябрьские каникулы - самый интересный отдых для всей семьи

К примеру, во дворе старой Третьяковской галереи в Москве мы рассматриваем фасад. Созданный по эскизам Васнецова, он кажется и правда сказочным. Поищем фриз и изображения волшебных птиц, львов, цветов и ягод на нём. Потрогаем деревянный декор на дверях. Тем более, что потом в музее трогать руками экспонаты, увы, не позволительно. Но зато ведь можно научиться «трогать глазами», а для этого стоит накопить тактильные впечатления. Потом в залах музея ребёнок будет использовать и воображение, и накопленный опыт впечатлений.

Идите с ребенком туда, где вам самим интересно, ведь тогда вы сможете обратить его внимание на то, что видите только вы. Но и он может найти то, что удивит вас. Причем в каждом возрасте есть особая “оптика”, особое зрение. Поверьте, мои ученики не перестают удивлять меня своим творческим видением, новыми находками в знакомых витринах музеев. Только ими обнаруженным сходством, сравнением, ощущением. Это их личный опыт открытия шедевров искусства.

Музей – честный собеседник и дети это чувствуют. Настоящее искусство, даже достаточно сложное, не подавляет ребенка, а наоборот – высвобождает его творческий потенциал. Подлинники с их неровностями, потертостями и «живым» следом учат детей независимости, свободе мысли и суждений, и, конечно, дают возможность радоваться красоте. Музейный экспонат сам является учителем, а роль родителя в музейных залах – это роль посредника. Здесь очень важно найти нужные слова и образы.

Несколько советов

  • Не начинайте с лекций. Совершайте открытия в общем диалоге и по возможности на равных. Чтобы у ребенка сложился собственный цельный образ, дайте ему возможность поразмышлять. К примеру, спросите какая картина первой бросилась в глаза в зале, какие чувства она вызывает, что напомнила, чем запоминается. Кроме всего прочего такой подход возвращает нас, зрителей, к целостному восприятию предметов искусства, страдающему от так распространенного сейчас «клипового мышления».
  • Играйте в игры, ведь игра – главный способ познания мира у ребенка. В художественном музее мы «протанцовываем» колонны, «оживляем» картину, давая ей голос, воссоздаём скульптуру, играя в «скульптора и глину» и меняясь ролями. В минералогическом музее «читаем» древнейшие письмена-послания на поверхности минералов. В зоологическом музее находим «инопланетных зверей», собираем пятнышки и полоски и многое другое. Так пространство музея оживает и обживается детьми.
  • “Трогать глазами, смотреть пальцами”. Пусть ваш малыш накопит тактильные переживания и в музейных залах сможет “трогать” экспонаты глазами. Такой простой прием расширяет наши зрительные возможности и учит анализировать довольно сложные вещи в простой форме.
  • Не торопите ребенка. Дайте ему задержаться у тех экспонатов, которые ему нравятся. Иногда достаточно рассмотреть один, но очень важный для него предмет, чтобы запомнить весь поход в музей.
  • Если устали ходить и стоять, то можно посидеть и порисовать прямо на полу. Для этого захватите с собой бумагу, средства для создания шедевра и кусочек «пенки» размером в альбомный лист. В качестве материала можно выбрать масляную пастель, работа с ней не требует подготовки, а работы получаются выразительными. Однако сегодня во многих музеях разрешают пользоваться только простым карандашом и листочками в формате А-4, имейте это в виду. Давайте задание не на копирование, а на рефлексию увиденного. Например, после знакомства с «Красными рыбками» Матисса можно предложить ребенку нарисовать им друзей, а не просто повторить картину. Таким косвенным способом младшеклассники учатся у великих мастеров. Но а ребята постарше могут написать эссе или письмо, адресованное персонажу картины.
Читайте также  Скрытые родовые травмы

А с каких музеев начинать?

В школе я начинаю музейную программу с естественно-научных музеев, это помогает накопить природные ассоциации, сравнения, которые ребенок сможет применить во время знакомства с изобразительным искусством. Но вы можете начинать с любых музеев и выставок, которые интересны вам и не огорчат ваших детей. С больших знаменитых музеев, где ребенок учится правильному поведению. С небольших, где посетителей немного, есть что рассмотреть не спеша, в уютной обстановке. Можно перечислять очень долго только московские музеи: ГМИИ имени Пушкина, Третьяковская галерея, Музей Востока, Музей Русской иконы, Литературный музей с его филиалами, Музей Москвы, музеи-усадьбы, галереи и выставочные залы – все они, как и музеи рядом с вашим домом, способствуют как музейному образованию, так и музейному воспитанию детей.

Сравнивая мир природы и мир искусства, обнаруживая взаимосвязь природы, музыки, поэзии и пластических искусств, общность элементов языка, ребенок учится видеть, а также независимо и аналитически мыслить. Ну а чтобы ребенок точно не заскучал ни в одном музее мира, не забывайте прислушиваться к его интересам и желаниям.

Источник: 7ya.ru