Материнство

Конфликт или буллинг – в чем отличие?

Конфликты – нормальная часть жизни и отношений между детьми. В школьном коллективе они практически неизбежны. Но одно дело ссора, которая прошла и забылась, и другое – систематическая травля, направленная на определенного человека. Как заметить и распознать проблему? Рассказывает психолог загородной Ломоносовской школы №5 Василина Бычина.

Есть определенные маркеры, по которым можно определить, что мы имеем дело с таким явлением, как буллинг. Это повторяющееся агрессивное поведение одного человека или группы лиц с намерением причинить вред другому.

Различают 3 формы буллинга:

  • физическое насилие – умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений;
  • вербальное насилие – оскорбления в адрес жертвы, прозвища, распространение грязных слухов;
  • социальная изоляция – вытеснение из группы, провокации, отвержения.
  • Проявлению буллинга может быть подвержен любой коллектив, в частности школьный. Буллинг широко распространён, и в то же время остается невидимым и незамеченным.

    Основные причины возникновения конфликта и буллинга

    Конфликт
    Буллинг

    Разные интересы, ценности, потребности
    Мотивы: месть, зависть

    Нарушенные отношения (столкновения лидеров, детско-родительские отношения)
    Физические недостатки жертвы, болезни

    Внутриличностные проблемы (замкнутость, стеснительность, страхи, зацикленность)
    Особенности поведения: скромность, замкнутость, гиперактивность;

    Недоразумения, недостаток информации
    Особенности внешности

    Склонность к раздражительности и депрессии
    Наличие в классе признанного «лидера»

    Склонность к доминированию
    Низкий интеллект и трудности в обучении

    Повышенное нервное возбуждение, нестабильное эмоциональное состояние
    Отсутствие опыта жизни в коллективе/команде

    Излишняя принципиальность, прямолинейность
    Привилегированное отношение к заискивающим ученикам

    Наличие деструктивного лидера
    Отсутствие контроля со стороны преподавателя за поведением учащихся на перемене

    Неблагоприятный социально-психологический климат
    Неадекватная заниженная/завышенная самооценка

    Главные отличия буллинга от конфликта

    1. В случае конфликта обе стороны обладают одинаковой властью и могут влиять на ситуацию. При буллинге существует дисбаланс власти.

    Читайте также  Будут ли роды легкими или тяжелыми: от чего это зависит?

    Тот, кто издевается, обладает определёнными качествами или статусом, которые дают ему ощущение власти над другим. Тот, кого травят, ощущает себя беспомощным. Он не может защититься и дать отпор обидчикам. Если есть возможность отстоять себя – это не буллинг.

    2. Буллинг – это преднамеренное действие, конфликт – дело случая.

    Конфликт не планируют заранее, он случается спонтанно. Да, эмоции могут зашкаливать и даже выливаться в агрессивные действия, но обычно обе стороны хотят его прекращения. Буллинг – это спланированное издевательство и насилие над другим, заведомо более слабым, чтобы причинить страдания и вред. Тот, кто издевается, совсем не заинтересован в завершении или в прекращении ситуации.

    3. У конфликта есть основание, причина, и обе стороны несут ответственность за происходящее.

    При буллинге причина травли – не в поведении жертвы, а в намерении агрессора. Пострадавшая сторона виновата ровно так, как ягнёнок из басни Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

    4. Конфликт длится недолго.

    Это одномоментное действие, где стороны стараются все уладить как можно быстрее. Участники конфликта быстро переключаются на что-то другое. В то время как буллинг повторяется регулярно.

    5. Конфликт можно разрешить. Буллинг можно только прекратить.

    Конфликт может быть разрешен самостоятельно, силами сторон. Участники конфликта либо мирятся, либо какое-то время не общаются, но в любом случае вопрос считается решенным. Буллинг может быть прекращен единственным путем – вмешательством взрослых.

    Природа буллинга отличается от природы обычного конфликта: речь идет не о ситуативном противоречии между людьми, а в осознанном создании статуса «жертвы» и стремлении сохранить этот статус.

    Добавлю, что конфликт – это нормальная часть динамики группы. Буллинг – это патология развития группы. Конфликт – важная часть взросления. Буллинг ожесточает и травмирует, и это не имеет отношения к взрослению.

    Читайте также  Почему большое количество игрушек плохо влияет на развитие детей?

    Советы, которые абсолютно не решат проблему со школьным буллингом:

    • постарайся заслужить симпатию, подружиться с обидчиками;
    • попробуй справиться сам, не доноси и не ябедничай;
    • научись давать отпор;
    • попробуй найти причину в себе;
    • научись договариваться с обидчиком.

    В ситуации буллинга такие советы только навредят и ухудшат травлю. Важно понимать, что вины ребенка в происходящем нет. Жертвой может стать любой ученик.

    Природа буллинга отличается от природы обычного конфликта тем, что речь идет не о ситуативном противоречии между людьми, а в осознанном создании статуса «жертвы» и стремлении сохранить этот статус.

    Добавлю, что конфликт – это нормальная часть динамики группы. Буллинг – это патология развития группы. Конфликт – важная часть взросления. Буллинг ожесточает и травмирует, и это не имеет отношения к взрослению.

    Образовательный процесс должен создавать благоприятные условия для развития и становления личности, и психологический климат в классе имеет большое значение. Поэтому при признаках буллинга необходимо объединить усилия педагога, родителей, психолога для решения проблемы.

    Источник: 7ya.ru