Первоклассники отучились два месяца, и уже примерно понятно, насколько комфортно ребенку в школе, какие у него есть трудности. Какие признаки говорят о том, что ребенок еще не адаптировался в школе, и как ему помочь? Рассказывает психолог и социолог Виктория Дмитриева.
Ох уж эта адаптация…
Что общего и различного в адаптации ребенка к саду и школе?
Школу и детский сад с точки зрения адаптации объединяет то, что и в том, и в другом случае мы говорим про новое место и новый коллектив. Различия – более существенные.
Во-первых, различия в возрасте. Конечно, ребенку после 7 лет немного проще вливаться в новый коллектив, оставаться надолго без родителей, понимать и принимать новые правила.
Во-вторых, адаптацию к детскому саду можно проводить постепенно: водить на час, на два, на три, потом оставлять до обеда. Потом, когда ребенок уже привык, оставлять на сон и так далее. В школе такой возможности нет, ребенка нельзя водить туда месяц по часу — он сразу погружается в учебный процесс.
Существуют ли «несадиковые» дети?
Да, считается, что такие дети есть, но их немного, около 2-5%. Обычно такие особенности нервной системы ребенка устанавливает невролог вместе с психологом.
А «нешкольные» дети бывают?
«Нешкольные» дети тоже бывают, и также этот процент невелик, 2-5%. Вопрос даже не в том, что они «нешкольные», а в том, что для таких детей лучше подбирать какую-то особую школу, например, с более творческим уклоном или с меньшим количеством учеников, с очень лояльным учителем. Не всем подойдет классическая государственная школа, где 35 человек в классе и довольно жесткая дисциплина.
Правда ли, что если у ребенка не было проблем с детским садом, их не будет и в школе?
Сложно представить себе ребенка, у которого вообще никогда не было проблем с детским садом. У большинства детей так или иначе присутствует период адаптации. Кто-то проходит его тяжелее и полгода рыдает в раздевалке, цепляясь за маму. Кто-то уже с первого дня бежит в сад с радостью — но адаптация у этого ребенка может выражаться в том, что он часто болеет.
Легкая адаптация к детскому саду не гарантирует такой же легкой адаптации к школе. Школа – это совершенно другая история, другие дети, другая система, другой распорядок. Каждый раз процесс адаптации будет начинаться заново, но, если ребенок хотя бы год до школы ходил в сад, ему будет проще адаптироваться в школе.
Как понять, что ребенку трудно в школе
Чему, как вам кажется, родители уделяют недостаточно внимания при подготовке ребенка к школьной жизни?
Мой ответ — психологической готовности ребенка к школе. Большинство родителей сфокусированы на том, чтобы научить ребенка читать, писать, чтобы он умел по линеечке поля обводить, раскрашивать гномиков и так далее.
Но на самом деле интеллектуальная подготовка менее важна в первом классе, чем психологическая, чем разговоры с ребенком о том, что будет в школе, как ему налаживать отношения с одноклассниками, с учителем.
Этому родители обычно уделяют недостаточно внимания. И потом удивляются тому, что подготовка проведена большая, а у ребенка все равно проблемы: в школу не хочет, уроки делать не хочет, с одноклассниками не дружит. Читать и писать к 1-му классу не обязательно, а вот психологически готовить ребенка к школе очень важно.
Можете назвать признаки того, что ребенок еще не адаптировался к школе и ему нужна помощь?
Признаки того, что ребенок еще не адаптировался к школе:
- У него в классе менее 3 друзей. Вы не знаете друзей ребенка по именам и никогда их не видели.
- Ребенок говорит «не хочу в школу».
- Ребенок не хочет делать уроки и его приходится заставлять.
- Ребенок никак не может наладить отношения в классе и найти контакт с учителем.
- Ребенок после школы перевозбужденный, случаются истерики, нежелание ходить еще куда-либо, кроме школы.
- У ребенка проблемы со сном, начали сниться кошмары.
Многие из этих признаков мы разбираем в видеороликах проекта «Перемены с легкостью», который недавно запустила компания Санофи. В них мы показываем, как распознать стресс у ребенка, вовремя среагировать на его проявления, даем способы выхода из стресса.
Ведь признаков школьной дезадаптации может быть намного больше, вплоть до энурезов, нервных тиков, заикания, но это уже совсем серьезные случаи. В этих ситуациях необходимо обязательно обратиться к неврологу.
Как помочь ребенку во всех этих случаях?
Алгоритм помощи примерно следующий. Сначала нужно собрать «семейный совет». Возможно, вместе с ребенком обсудить, какая помощь ему требуется. Сказать: «Я вижу, что ты не хочешь ходить в школу, ты пока не подружился с ребятами. Давай мы тебе поможем. Давай пригласим кого-то в гости». Первое – в семье признать проблему и начать движение к ее решению.
Если ситуация действительно серьезная, нужно обратиться к специалисту. Идеальный вариант — пойти к школьному психологу, попросить совет, рекомендацию. Может быть, раз в неделю ребенок будет заниматься с ним в школе.
Если такой возможности нет, можно пойти к обычному детскому психологу. Сначала к нему обращается мама, объясняет ситуацию и, возможно, в первый раз идет без ребенка, чтобы все спокойно обсудить.
Во второй раз она идет уже вместе с ребенком, и дальше психолог скажет, нужно ребенку ходить к нему без мамы или с мамой.
Иногда выясняется, что проблемы не у ребенка, а у мамы, и тогда психолог может предложить ребенка оставить в покое, а маме походить, разобраться, почему у нее такая большая тревога из-за школы, которая передается ребенку.
Не хочу ходить в школу!
Ребенок отказывается ходить в школу в первом классе. Что предпринять?
К сожалению, очень часто причина того, что ребенок отказывается ходить в 1-й класс, лежит в периоде до школы. Родители «перегревают» эту тему: начинают заниматься «развивашками» с годика, потом кружки, секции, ментальная арифметика, скорочтение… И все это в 5 лет. Ребенок к 1-му классу уже банально уставший.
В первую очередь нужно обратить внимание на то, как сформирован рабочий день ученика. Возможно, он устает, возможно, слишком много кружков, занятий, и школа – самое неинтересное и скучное из всего этого.
Что делать? Прежде всего нужно спокойно поговорить с ребенком, узнать, почему он не хочет ходить в школу.
Иногда причина банальная: лень вставать утром. Тогда мы работаем не с тем, как ребенка адаптировать к школе, а с тем, как адаптировать его график к тому, чтобы он высыпался и легче вставал по утрам. Может быть, нужно поставить веселую мелодию на будильник или пойти с ним в магазин и предложить ему самому выбрать новый будильник. Или купить ребенку лампу, излучающую особый свет для легкого пробуждения.
Еще причина может быть в том, что в классе не складываются отношения с другими детьми. В этом случае родителям нужно проявить инициативу, например, пригласить детей из класса на прогулку, устроить им квест, сводить в боулинг. Или пригласить их к себе в гости – туда, где ребенок чувствует себя уверенно, где все по его правилам. И, конечно, это сделать нужно не один раз, а регулярно, чтобы ребенок укрепился в своих отношениях с одноклассниками.
Если ребенок говорит, что ему не нравится учитель (учитель строгий, учитель ругается, учитель кричит), то нужно поговорить с учителем, уважительно объяснить: «Вы знаете, у меня ребенок такой чувствительный, эмоциональный, он очень сложно реагирует, когда на него повышают голос. Не могли бы вы, пожалуйста, с ним помягче, потому что уже доходит до того, что он не хочет из-за этого идти в школу». Большинство учителей пойдут вам навстречу.
Также причина может быть в том, что ребенку с утра нужно долго идти по холоду к остановке, или в том, что ему не нравится или неудобна школьная форма. Каждую из этих причин можно решить, но сначала ее нужно выявить.
Источник: 7ya.ru