Дети

Как школьнику выбрать профессию

В представлении нескольких поколений родителей профориентация — это большой тест, по итогам которого можно получить однозначный ответ на вопрос «Кем быть?». Однако современная профориентация не так категорична и предлагает школьнику другие возможности для поиска своего карьерного пути. Ребенок не только выбирает специальность, но и больше узнаёт о себе, учится распознавать свои потребности и развивает навыки, которые могут пригодиться сразу в нескольких специальностях. Как отмечают тьюторы и профориентологи онлайн-школы «Фоксфорд» Ирина Романова и Ольга Згордан, это гораздо важнее, чем выбрать одну профессию на всю жизнь.

О современной профориентации

«Профориентация — не про тесты и не про общую навигацию в профессиях. В первую очередь, это работа по личностному самоопределению, а только потом — тесты и список специальностей. Если у ребенка не будет знаний о себе, то профориентация ему мало поможет», — рассказывает Ирина Романова.

Мир профессий и мир в целом настолько изменчивы, что сложно предположить, какие специальности будут востребованы через 15-20 лет. По этой причине задача современной профориентации — не назвать одну-единственную специальность, а сформировать у подростка ряд навыков, которые будут применимы к целому спектру различных профессий. При этом набор навыков в течение жизни может меняться. Так ребенок станет более гибким в выборе места работы и смене вида деятельности, а значит, будет более устойчив к изменениям.

Есть гипотеза, что в будущем разделение на профессии и вовсе может исчезнуть — останется лишь набор компетенций. Тенденция к изменениям прослеживается уже сейчас: если раньше люди могли десятилетиями работать на одном месте, то современные специалисты обладают мультипотенциальностью — способностью реализовываться сразу в нескольких сферах.

Профориентация помогает определить свои сильные и слабые стороны, посмотреть на себя как на разностороннюю личность. В ходе этого процесса подросток находит ответ не только на вопрос «Кем быть?», но и «Каким я хочу быть?».

Как выбрать профессию

Начать поиск себя лучше после 12 лет — в этот период ребенок начинает задумываться о своем будущем, а до этого возраста на первом плане другие потребности.

Читайте также  Полезные игры и игрушки для детей от 1 до 3 лет

«В идеале процесс профориентации должен состоять из двух этапов: личностного самоопределения в 12-15 лет и профессионального самоопределения, который начинается в 15 лет и может длиться в течение всей жизни человека. Процесс личностного самоопределения обычно строится на основе пирамиды Дилтса и включает в себя ценности, компетенции, действия, убеждения, окружение и представление человека о самом себе», — уточняет Ольга Згордан.

Касательно профессионального определения психолог и педагог Е.А. Климов разработал концепцию «хочу-могу-надо». На ее основе мы формируем образ будущего: выявляем желания ребенка, его предрасположенность к тем или иным видам деятельности и ожидания мира от него. Подросток может самостоятельно или при помощи родителей заполнить все три блока, проранжировав список интересов и выписав названия профессий, связанных с ними. Это станет отправной точкой к лучшему пониманию своих целей. Однако если в процессе заполнения возникли трудности или новые вопросы, то можно обратиться к тьютору, который сопроводит на пути поиска ответов.

Вкратце о том, что предполагает каждый из блоков.

«Хочу». Здесь предполагается список интересов и ожиданий от профессии. Например, на занятиях с профориентологами многие подростки говорят о том, что их работа должна приносить радость и не приводить к выгоранию. Для кого-то главным приоритетом будет большая зарплата и зарубежные командировки, а для кого-то — возможность чаще бывать с семьей и работать из дома. Главное — подробно перечислить свои пожелания и распределить их по уровню значимости.

«Могу». В этом разделе мы говорим о предрасположенностях ребенка: врожденных и приобретенных. С большой вероятностью интроверту будет сложно в профессиях, требующих постоянного присутствия на публике и регулярного общения, а экстраверту — наоборот, будет некомфортно на рабочем месте, которое не предполагает коммуникацию. Чтобы заполнить этот пункт, можно опираться как на представления и знания о себе, так и на мнение близких людей.

«Надо». Этот блок предлагает учитывать текущую ситуацию: что сейчас происходит в мире, какие профессии востребованы, а какие нет, что будет актуально в ближайшие 5-10-15 лет и т.д. При заполнении блока можно опираться на исследования о профессиях будущего.

Читайте также  Снежные горки Москвы

При выборе специальности важную роль играет поддержка родителей. Их задача состоит в том, чтобы научить ребенка подмечать свои особенности, сильные стороны и точки роста, а также познакомить с миром профессий. Бывает, что ребенок на вопрос о его сильных сторонах отвечает «не знаю», а на вопрос о том, за что его хвалят родители — «за то, что делаю уборку в своей комнате». В подобных примерах родители либо не замечают его сильных сторон, либо не выражают одобрения в ситуациях, когда у ребенка что-то получается хорошо. Так делать не стоит. Родитель должен стать своего рода «зеркалом», в котором отражаются ценные качества ребенка, а поддерживающая реакция мамы и папы показывала, в чем он силен.

Проблема кривого зеркала, когда родители не могут объективно оценить ребенка и дать обратную связь, может таиться в отсутствии доверительных детско-родительских отношений. Важно выстраивать их всю совместную жизнь: если в семье не была сформирована привычка разговаривать на личные темы, то бессмысленно приходить к 15-летнему подростку и пытаться обсудить его будущее. В задачи родителя входит формирование безопасной среды, которая позволяет свободно обсуждать интересы, цели и ожидания ребенка с ранних лет.

Для того, чтобы это получилось, родителям стоит проявлять интерес и любопытство к своему ребенку: знать, что он смотрит, во что играет, что читает. Полезно задавать ему вопросы, узнавать, что именно его привлекает в тех или иных играх (например, возможность решить сложные головоломки или почувствовать себя дизайнером). Даже такие детали могут помочь в выборе профессии.

Если времени до экзаменов достаточно, можно напрямую поговорить с ребенком, послушать его гипотезы о том, кем он себя видит. Помогут уточняющие вопросы: «Почему тебе нравится заниматься этим? Что еще ты хотел бы попробовать и узнать? Насколько у тебя развиты эти качества? Как их можно реализовать в профессии?». Цель родителя — помочь школьнику определиться, не кем, а каким он хочет быть, какой образ жизни его привлекает. Затем можно предложить подростку вместе узнать об интересующих профессиях.

Читайте также  5 soft-skills, которые тренирует подготовка к ЕГЭ

«Как показывает практика, большинство детей даже не знают, чем занимаются их родители. Взрослые могут рассказать о том, как проходит их день на работе, какие задачи они выполняют — так дети лучше поймут специфику профессии. Если есть возможность — можно брать ребенка с собой на работу или устраивать «интервью» с друзьями родителей, когда они приходят в гости», — отмечает Ирина Романова.

Нежелательный (но поправимый) сценарий

Если у подростка мало информации о собственных навыках и о мире профессий в целом, он и в 11-м классе может все еще не знать, кем хочет быть. В такой ситуации можно ориентироваться на те школьные предметы, которые даются проще. Так или иначе в университете будут новые дисциплины, которые могут заинтересовать. Если же направление совсем не понравится, то в течение первых курсов можно подумать, куда действительно хочется, и сменить вуз или факультет.

Если выпускнику интересны определенные предметы, но он пока не знает, куда с ними поступить — можно воспользоваться агрегаторами вузов с калькуляторами ЕГЭ. На основании набора дисциплин они предлагают список подходящих специальностей с конкретными учебными заведениями.

Если же выпускник знает, какая сфера ему интересна, но еще не определился с профессией — можно поступать на общее направление, наиболее близкое ему по интересам и возможностям, а со специализацией разобраться на старших курсах. Этот вариант подойдет, если само по себе наличие высшего образования является приоритетом для семьи. Если желаемая профессия в итоге не совпадет с программой обучения, дополучить нужные знания и навыки можно будет с помощью программ дополнительного образования и стажировок.

Ошибиться с выбором первой профессии страшно, но это всегда можно исправить. А чтобы сделать осознанный выбор, начинать процесс профориентации стоит задолго до выбора вуза.

Источник: 7ya.ru